Пресс-центр > Статьи и публикации > Краткие итоги секции e-Government на iForum 2014
Статьи и публикации
Краткие итоги секции e-Government на iForum 2014

Краткие итоги секции e-Government на iForum 2014

Конечно же, iForum ( 2014.iforum.ua ) не мог обойти своим вниманием тему электронного правительства и выделил для нее целый отдельный поток, за что ему большое спасибо.

 

Список докладчиков порадовал своей представительностью:

- Валерий Фищук (CISCO);

- Руслан Синицкий (Jelastic);

- Дмиткий Шимкив (Microsoft);

- Максим Агеев (De Novo).

 

Вот основные тезисы, прозвучавшие из уст докладчиков (и мое отношение к ним):

 

1. Время упущено.

Это факт. Но нельзя же упускать его еще больше. Если ничего не делать – то ничего и не будет! Я бы не сказал, что ИТ в сфере государственного управления полный завал. Очень много создано, и находится оно в состоянии, вполне пригодном для того, чтобы стать базой для электронного управления.

 

2. Нельзя автоматизировать хаос. Вначале нужно упорядочить процессы в государстве, а потом их автоматизировать.

Ну во-первых, хаос не везде. Есть достаточно процессов, которые создавались уже в современную эпоху, так сказать, и они уже практически готовы для эффективного применения в электрическом правительстве.

С другой стороны, ИТ с его энергичным и прогрессивным мировоззрением как раз и может в большинстве случаев поломать вековые стереотипы дедовских технологий. Пусть не везде, но очень во многих местах.

 

3. Альтернативный подход - проводить перестройку деловых процессов с учетом автоматизации.

Этот тезис – логичное продолжение предыдущего. Конечно, это было бы идеальной стратегией. Но я пока не вижу у руководства страны реальной политической воли идти правильным путем. Декларации есть, но они не имеют трансформации в практическую плоскость. Хотелось бы верить, что после стабилизации политической ситуации к реинженирингу процессов госуправления вернутся системно.

Тем не менее, бывает и так, что внедрение хорошей информационной системы, автоматизирующей ситуацию «как есть», естественным образом влияет на бизнес-процессы в сторону их улучшения. Что само по себе хорошо и решает одну из задач электронного правительства – повышать эффективность государственной машины.

 

4. Радикальное предложение – запретить бумагу в госорганах, по крайней мере в их внутренних процессах.

Лично я сторонник более мягких подходов. Никто, даже чиновник, не захочет пользоваться более сложным инструментом для решения одной и той же задачи. Если ИТ будет упрощать жизнь, то от бумаги откажутся и так. Если же будет усложнять – то зачем такое ИТ нужно?

 

5. Нет денег.

Категорически считаю, что для получения первых серьезных результатов в области электронного правительства глобальные деньги и не нужны. О них говорят в первую очередь чиновники, чтобы:

– продолжать ничего не делать;

– в случае чудесного получения больших денег – начать их пилить, опираясь на свои же обоснования.

В стране много достаточно качественных и функциональных информационных ресурсов. Важнейшими задачами являются выведение электронных услуг в Интернет, обеспечение межведомственного взаимодействия на основе небольшого набора стандартов, защита информации, наведение порядка в госреестрах и нормативно-справочной информации. Но все это можно (и нужно) делать постепенно. Главное – начинать прямо сейчас, чтобы не говорить через год о том, что «время упущено»!

 

6. Государственная машина должна работать в условиях нормативного регулирования. Сейчас нет какой-то группы, которая имеет потенциал для разрушения имеющейся нормативки, создания и доведения до утверждения новой, необходимой для эффективного функционирования электронного правительства.

Согласен полностью. ИТ-шники мыслят своими категориями, чиновники – своими. Причем чиновники в сфере законотворчества, конечно же, имеют намного больший вес и опыт. Тут нужно объединять усилия и интеллект обоих сторон – другого выхода нет.

 

7. Чиновники ничего не хотят менять, т.к. повышение прозрачности и эффективности – в это потеря ими рычагов влияния и денежных потоков.

Естественно, не хотят. И хорошим ИТ эту проблему не решишь. Тут все намного глобальней. Но как-то цивилизованные страны пришли к тому, что чиновник для народа, а не наоборот. И нам нужно бороться за это. В принципе, что мы последние 5 месяцев и делаем.

 

8. В Украине отсутствует единоначалие в сфере координации (не хочется говорить «управления») проектами развития ИТ госорганов.

Это реальная проблема. Я вспоминаю пресловутые «Национальные планы дий…», где разные ведомства вписывали совершенно взаимоисключающие темы, или формулировки, которые не мог расшифровать ни один гений чиновничьего слога. Сейчас 5-7 ведомств в той или иной мере управляют ИТ в стране. Такие дела.

Считаю, что без создания единого (!!!) координирующего органа ИТ в госструктурах будет продолжать развиваться хаотично и фрагментарно. И мы будем продолжать из года в год констатировать, что «время упущено».

 

Алексей Бондарчук

Заместитель директора,  директор департамента проектов